Как работать с самозанятыми?

С 1 июля 2020 года регионы РФ могут самостоятельно принимать решение о введении налогового режима для самозанятых, и количество субъектов с применением налога на профессиональный доход возросло с 23 до 76.

Для применения данного режима физлица и индивидуальные предприниматели должны соблюдать следующие условия:

— ведение деятельности в регионе эксперимента;

— получение дохода от самостоятельного ведения деятельности;

— отсутствие наёмных работников и работодателя по ТД;

— доход не превышает 2,4 млн в год.

В №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» содержится информация о том, к каким доходам нельзя применять данный режим. Например, налог не может распространяться на ЗП по трудовому договору, перепродажу товара, реализацию подакцизных товаров, продажу личного имущества и ценных бумаг, работу курьером и т.д. Однако возможности оформления самозанятости охватывают намного больше сфер и видов работ.

Для тех, кто хочет работать на себя легально, самозанятость может стать хорошей альтернативой привычным формам регистрации предпринимательской деятельности, но у юрлиц статус самозанятости по-прежнему вызывает вопросы.

Преимущества сотрудничества с самозанятыми

Если компания работает с физическим лицом, то по трудовому договору или договору ГПХ, работодатель платит за него НДФЛ в размере 13%. Если же компания работает с самозанятым, то налог 6% с каждой сделки оплачивает сам самозанятый. За счёт отсутствия выплат организациями или ИП налога за самозанятых, корпоративные налогоплательщики могут снизить базу по обложению страховыми взносами приобретаемых товаров и услуг.

Для ряда компаний такая возможность показалась весьма привлекательной, но, если при этом не учитывать требования к применению специального режима, можно получить санкции, а не выгоду. Так, если самозанятый заключает договор с юридическим лицом, то это юрлицо не должно быть бывшим работодателем самозанятого, если с момента увольнения прошло менее двух лет.

Также самозанятость позволяет сотрудничать с иностранными гражданами из Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении, которые могут наравне с гражданами РФ оформить этот статус.

Может ли самозанятый устроиться на наёмную работу?

Самозанятый может работать по трудовому договору, но эти доходы не будут относиться к НПД. Основная идея введения данного налога – легализовать дополнительный доход, помимо учёта основного.

Может ли самозанятый предоставлять услуги юридическим лицам?

Да. Юридическое лицо может учитывать расходы на услуги как затраты в случае, если в чеке указан ИНН организации. Если ИНН не указан, то самозанятый фиксирует эти услуги как продажу физическому лицу.

Может ли самозанятый работать только с одной организацией?

Теоретически может, но это будет вызывать вопросы. Если самозанятый работает с одной организацией, то налоговая может задуматься о том, не прикрывает ли работодатель трудовой договор каким-то иным.

Если будет выявлен факт оформления штатных сотрудников как самозанятых, то гражданско-правовой договор переквалифицируют в трудовой договор задним числом, а работодателю придётся платить отпускные, страховые вносы и НДФЛ за весь этот период.

Какие изменения повлечёт получение ИП статуса самозанятого?

Договор стоит перезаключать только в том случае, если происходят существенные изменения условий договора. В ряде случаев может потребоваться заключение дополнительного соглашения. Например, если ИП переходит на НДП, то в договоре следует исключить стоимость НДС.

Если ИП применяет упрощённую систему налогообложения или иные режимы, а затем становится на учёт в качестве самозанятого, то он обязан уведомить об этом налоговую с целью прекращения данных режимов налогообложения. Если ИП применяет патентную систему налогообложения, то встать на учёт в качестве НПД можно только после окончания действия патента.

Какой договор могут заключать самозанятые с юридическими лицами?

Федеральный закон № 422-ФЗ не регламентирует этот вопрос, поэтому при заключении договора следует ориентироваться на нормы ГК РФ.

Договор должен включать следующие положения:

·         дата заключения договора и срок его действия;

·         предмет, порядок оказание услуг, требования;

·         права и обязанности сторон;

·         процедура принятия услуги и другие нюансы приёма работы;

·         ответственность сторон, санкции при нарушениях условий договора или несоответствии указанным требованиям;

·         стоимость услуг, способы оплаты и реквизиты;

·         правила внесения корректив в условия договора;

·         порядок изменений условий договора и решения спорных ситуаций.

В договоре необходимо указать все сведения о регистрации исполнителя в качестве самозанятого. В тексте прописывается, что если самозанятый снимается с учёта, то он обязывается предупредить об этом заказчика. В ряде случаев при несоблюдении этого условия вводится санкция на компенсацию НДФЛ, пеней, штрафов и взносов, но все эти условия должны быть заранее продуманы и прописаны в договоре.

Дополнительно в договоре отмечается, что заказчик (юридическое лицо) освобождается от уплаты налогов и взносов.

Как оформляются сделки?

Сделки могут оформлять письменно или устно, обычным договором или с участием нотариуса.

Устная сделка актуальна для случаев, когда исполнение сделки происходит в момент её совершения – она подтверждается уплатой денег за услуги. Письменная сделка оформляется, если:

·         хотя бы одна из сторон – юрлицо,

·         все стороны сделки – физлица, но сумма сделки превышает 10.000 рублей;

·         случай подходит под категорию, когда письменная форма обязательна по закону, независимо от статуса сторон и суммы сделки.

По способам заключения сделки ограничения отсутствуют. Это можно сделать по обычной или электронной почте, очно или по договору оферты.

Заменяет ли договор чек?

Самозанятый всегда должен передавать заказчику чек, в котором содержатся: наименование услуг, ИНН юрлица или ИП. Чек может быть электронным или бумажным. Каждый чек имеет свой уникальный номер, который можно проверить на подлинность. Это является подтверждением оплаты. Сформированный чек компания может принимать к учёту как акт выполненных работ и, таким образом, уменьшать налог к уплате. Все остальные документы являются дополнением к чеку и не могут влиять на определение налоговой базы.

Чек передаётся заказчику в момент осуществления платежа. Но в ряде случаев регламентируется передача чека до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата. Если в работе задействован посредник, то именно он формирует чек.

Допускается возможность аннулирования чека при указании причины. При этом сумма дохода самозанятого корректируется, а заказчику потребуется внести изменения в суммы расходов.

Что ждёт юрлицо в случае потери самозанятым своего статуса?

В случае утери самозанятым своего статуса, юрлицу следует исчислить и оплатить НДФЛ и страховые взносы на физлицо с даты утраты права НПД, если после этой даты имели место трудовые отношения.

Оставьте вашу мысль